Серов Александр Николаевич родился в 1954 году в селе Ковалевка Николаевской области на Украине. Музыкой увлекся еще в школе. Играл в школьном оркестре на альте. В 15 лет, поймав по приемнику песню "Delilah", открыл для себя удивительный мир музыки Тома Джонса. С этого момента судьба Александра Серова была предопределена. Он самостоятельно освоил фортепиано, и поступил в Николаевское музыкальное училище по классу кларнета.
С 1969 года работает пианистом в Николаевском ресторане "Парус".
1970 -1973 - годы службы в рядах Советской Армии. Александр Серов служил на флоте на крейсере "Дзержинский". Был командиром отделения электро-торпедистов. Участвовал в учениях "Юг" и "Океан". Во время учебных походов был в Сирии и Франции. Командованием награжден почетными грамотами. Последний год службы в армии играл в оркестре Дома офицеров Николаевского гарнизона.
В 1973 году уезжает в Краснодар и работает два года в краснодарской филармонии вокалистом-инструменталистом в ансамбле "Ива".
В 1977 и 1978 году работает в Николаевской областной филармонии вокалистом-инструменталистом ВИА "Поющие юнги" вместе с
Игорем Крутым.
С 1981 года является не только музыкантом и вокалистом, но и художественным руководителем различных музыкальных коллективов 1981 - 1982гг. - артист и руководитель ВИА "Свитязь" Волынской облфилармонии. В 1982 - 1984 гг. руководит ВИА "Черемош" в Черновцах, в котором пели сестры Ротару Лидия и Аурика.
В 1983 году - на конкурсе Песен стран Социалистического Содружества в Ялте занял 2-е место. После этого события впервые приехал в Москву.
В 1984 году стал участником и ведущим программы "Шире круг", выходившей по Центральному телевидению.
В 1985 году - участник ХII Фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Этот же год был отмечен выходом первого винилового миньона Александра Серова под названием "Мир для влюбленных" на фирме "Мелодия".
В 1987 году имя Александра Серова ярко вспыхнуло на конкурсе "Intertalant- 87", проходившем в Праге. В этом песенном турнире принимали участие исполнители из двадцати пяти стран мира. Гран-при завоевал певец из Советского союза. За многолетнюю историю конкурса такое произошло лишь второй раз. Примечательно, что изначально у Серова почти не было шансов даже попасть на конкурс. Два октябрьских дня в Москве стояла жуткая непогода, и самолет в Прагу не мог вылететь из "Шереметьево II". Погодные условия улучшились лишь, когда основная конкурсная программа была завершена. Тем не менее, две песни в финале, спетые почти вне конкурса (никто не рассчитывал на такой успех!), принесли Александру Серову долгожданный победу. Ему аплодировал Президентский оркестр, коллеги признали в нем "русского Тома Джонса", а зарубежная пресса писала: "Звезда вышла из тумана".
Это событие сыграло немалую роль в признании Александра Серова на родине. В 1987 году в популярной телевизионной программе "До и после полуночи" Владимира Молчанова состоялась премьера видеоклипа "Мадонна". По-мнению некоторых специалистов, "Мадонну" можно считать первым российским видеоклипом.
В апреле 1988 года, спустя полгода после победы в Чехословакии, Александр Серов завоевал Гран-при на фестивале "Pop-song-festival" в Будапеште (Венгрия).
В этом же году на фирме "Мелодия" выходит первый диск-гигант певца под названием "Мадонна". Музыку для него написал друг и соратник Александра композитор Игорь Крутой.
В конце 1988 года Александр Серов становится лауреатом премии Ленинского комсомола.
Конец 1989 года был ознаменован премьерой фильма режиссера Александра Косарева "Сувенир для прокурора", в котором певец сыграл эпизодическую роль и спел две песни. Одна из них - "Как быть" - стала настоящим хитом этого года.
Летом 1990 года страна была взбудоражена новым видеотворением Александра Серова под названием "Ты меня любишь". Новаторство данного произведения заключалось в том, что впервые в съемках клипа приняла участие профессиональная актриса. Идея пригласить сыграть роль в клипе актрису "Ленкома" Ирину Алферову принадлежала самому Серову.
В 1991 году по приглашению немецкого продюсера Томаса Хэка (канал ЦДФ, Германия) Александр Серов принял участие в фестивале "Музыка в воздухе". На этом престижном музыкальном форуме певец из России выступил на одной сцене с англичанином Клиффом Ричардом и немцем Дитером Боленом. Последний очень тепло отзывался потом за кулисами о творчестве Александра.
1991 год был также отмечен презентацией второго диска-гиганта под названием "Я плачу". Данное мероприятие, еще не ставшее в то время традиционным для отечественного шоу-бизнеса, посетила практически вся эстрадная элита нашей страны.
В июле 1991 года Александру Серову присвоено звание заслуженного артиста России.
В 1992 - 1998 гг. певец часто гастролирует за рубежом. Канада, Израиль, Соединенные Штаты Америки, Германия - страны наиболее часто посещаемые с концертами.
1998 - 2000 гг. 1998 год является поворотным в творчестве Александра Серова. Впервые музыкант решил записать инструментальный альбом. Работа над диском длилась больше года. В его основе - музыка известного американского композитора Джерома Керна, несколько пьес Чарли Чаплина и инструменталы самого Серова. Альбом, посвященный дочери и названный в ее честь "Мишель", сейчас готовится к выпуску.
************************************************************************************
Статья: Александр Серов: <Обнимая дуб Лемешева...>
В 1991 году Серову было присвоено звание заслуженного артиста России.
- Когда вы поняли, что обладаете уникальным голосом?
- Я отношусь к категории людей, не очень в себе уверенных. Я настороженно-осторожный человек. И считаю, что это нормально. Чтобы достичь своей цели, я напролом никогда не шел. И на эстраду вышел поздно потому, что никого не расталкивал, не топтал ногами. И хотя коллеги признали во мне русского "Тома Джонса", я к своей персоне отношусь до сих пор скромно.
- Александр, вы стремитесь вернуть былую популярность?
- Для меня, безусловно, важно заниматься любимым делом. Я решил выпустить два необычных альбома. Мне очень понравились слова Дмитрия Маликова, сказавшего обо мне следующее: "Александр Серов поет на саксофоне". Я записал певческий материал, исполняя его на саксофоне-сопрано. Получился синтез инструменталиста, вокалиста и аранжировщика. А второй альбом - музыка американских композиторов - посвящен моей дочери и называется "Мишель".
- Ваш образ очень полюбился женской аудитории бывшего Союза. В жизни этот образ часто трансформировался?
- Это было бы смешно, если бы мужчина, который собирал полные стадионы и Дворцы спорта, не общался бы с женщинами. Я бы противоречил самому себе. Но я никогда не использовал женские тела и души в корыстных целях, а если и было общение, то оно было естественным.
- Как складываются ваши отношения с коллегами?
- Меня последние годы преследовали неудачи, депрессии. Плюс ко всему я так и не привык к переменам, которые произошли в стране. И на эстраде тоже. Все вместе и сыграло свою роль в отношениях. Я часто уходил в себя... Сейчас забыты многие люди, которым надо петь. Я говорю не о себе, а о десятках исполнителях, которые несут другое излучение, живут в другом измерении, дают другой посыл, но не знают, на что сейчас им опереться.
- Александр, какой вы бы хотели видеть свою аудиторию сейчас?
- Я могу вырулить где угодно. Мне это позволяет мой опыт, собственная студия. Я готов к любому материалу, к любой аудитории.
- Когда возникают проблемы, как успокаиваетесь?
- Еду в Серебряный Бор, подхожу к дубу Лемешева, обнимаю его и стою минут двадцать. Оказывается, дуб дает положительную энергию и заряд настроения. Лемешев перед премьерой всегда так заряжался, а потом пел потрясающие арии.
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Сайт: "Аргументы и Факты"
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
"Если Саша вставал не с той ноги, запросто мог в кого нибудь ботинком запустить"
О начале "звездного пути" известных эстрадных певцов вспоминает Геннадий Мисан, четверть века проработавший директором Волынской областной филармонии .
"АЛЕКСАНДР СЕРОВ С ЛИЛИЕЙ САНДУЛЕСОЙ МОГЛИ И ОБМАТЕРИТЬ ДРУГ ДРУГА. ОНА ЕГО -- ПО-МОЛДАВСКИ, ОН ЕЕ -- ПО-РУССКИ"
-- 25 лет в искусстве. Чудесное время! -- улыбается Геннадий Петрович Мисан, вспоминая прожитые годы. -- Волынская областная филармония много лет по праву считалась в Украине ведущей. Мы удерживали переходящее красное знамя УССР. А как-то даже заняли третье место в Союзе. И все благодаря сильным кадрам.
Саша Серов по нашему приглашению перешел в Волынскую филармонию из Черновицкой в 23 года. Необычайно талантливый парень, сильный и красивый голос. Но из-за своего тяжелого характера (он -- ярко выраженный холерик) долго на одном месте не задерживался. Я видел в нем огромный потенциал. Серов просиживал за роялем до глубокой ночи, сам писал музыку. Доходило до смешного: бывало, и уснет за инструментом, а утром уборщица его будит. Если вставал "не с той ноги", запросто мог в кого-нибудь и ботинком запустить. Правда, потом сожалел, извинялся. С ним приходилось быть и дипломатом, и психологом.
Тогда же у нас работала Лиля Сандулеса. Очень музыкальная, с великолепным голосовым тембром, она практически сразу оказалась среди претендентов на лавры эстрадной "звезды". Поскольку моя душа больше лежала к ансамблям, а не к солистам, мы попытались свести Лилию Сандулесу и Александра Серова в дуэт. Этому способствовало также то обстоятельство, что между ними в один прекрасный день возникли теплые чувства, их потянуло друг к другу.
В общем, дуэт мы создали. Но ведь Лиля по характеру тоже холерик. Вот и началось: бурные споры из-за каких-то мелочей, частые творческие конфликты. Могли и, пардон, обматерить друг друга во время репетиции, она -- его по-молдавски, он ее -- по-русски... Жаль, что их творческий дуэт распался. Я убежден: если бы удалось его сберечь, равного в Украине не нашлось бы.
Лилию Сандулесу переманили в Киевский мюзик-холл. Сначала мы "отдали" ее на три месяца, но она там вышла замуж и осталась навсегда. Кстати, пытались киевляне переманить и Зинкевича, но Василий отказался.
А Серова пригласили в Краснодарскую филармонию. В Луцке ему приходилось жить в репетиционном классе, спать на матрасе, который певец раскладывал каждый вечер на полу. Мы ему квартиру "выбить" не могли, а гостиницу филармония оплачивать не имела права, поскольку Александр числился нашим штатным работником.
"Поползли слухи: Мареничи хотели сбежать в Канаду через Югославию"
-- Когда я пригласил в коллектив трио Мареничей, филармония ютилась в двух маленьких комнатках в Доме культуры. -- продолжает Геннадий Петрович. -- Какое-то время они жили у меня дома (приехали они из Казахстана, а родом Валерий из Кривого Рога). То есть начинали свой творческий путь в действительно неблагоприятных условиях. Но это не помешало им быстро "взлететь".
Вокальные данные у Маренича, возможно, и не самые лучшие. Но это с избытком компенсируют его огромная любовь к украинской песне, талант и трудолюбие. Жена Валерия Антонина -- русская, уроженка Самары, но, несмотря на "корни", она, как и ее сестра Светлана, в совершенстве владеет и разговаривает исключительно по-украински.
Первый успех пришел к Мареничам на конкурсе в Харькове, где они противопоставили массовой эстрадной "навале" с ее децибелами тихую, лирическую украинскую песню. После ее исполнения в зале с полминуты царила абсолютная тишина. Я подумал было: все, провал, и вдруг взрыв оваций! А началом звездной популярности Мареничей стало успешное выступление в Киевском дворце "Украина" -- его помог организовать тогдашний директор Укрконцерта Борис Шарварко, с которым я поддерживал хорошие отношения.
Волынское трио зазвучало на всю страну. Но ненадолго. Дело в том, что Валерий, при всех его достоинствах, не всегда умел или хотел правильно ориентироваться в ситуации. К примеру, в 1980-м обслуживать Олимпийские игры в Москве из наших артистов приглашены были только ансамбль "Свитязь" с Василием Зинкевичем и трио Мареничей. Предстояло выступить на весьма престижном концерте накануне Игр перед представителями стран-участниц. Валерий ехать отказался, объяснив, что, мол, невыгодно. Сколько я ни уговаривал, так и не согласился.
А однажды позвонил мой коллега из Ивано-Франковска и попросил: "дай" Мареничей. Они, кстати, тогда были самыми прибыльными эстрадными исполнителями в Украине. Договорились о шести концертах. Билеты "размели" в один день. Коллега опять звонит: "дай" еще на день, пусть выступят перед передовиками сельского хозяйства (дело было накануне Дня работника сельского хозяйства). Мы договорились, однако Валерий из-за каких-то мелочей повздорил с администрацией и выступать отказался наотрез. Местное руководство в панике: что делать? Связываются со мной: помогите! Я звоню, объясняю: Валера, это политическая акция, ты же первый пострадаешь! Но так и не переубедил.
Скандал попал в газеты, а вскоре я получил приказ из Министерства культуры: запретить Мареничам гастроли за пределами Волынской области на год, запретить демонстрацию только что снятого о них фильма, прекратить трансляцию их песен по телевидению и радио. Мареничи "гремели" на весь Союз, вдруг -- полная тишина. Сразу поползли слухи: хотели сбежать в Канаду через Югославию. Даже из Министерства внутренних дел звонили, спрашивали, имеют ли эти разговоры под собой реальную почву? Никуда они сбегать не собирались, но их стремительная карьера резко затормозила.
"Мало песен о Ленине!" -- постановила комиссия и "завалила" программу"
-- В 70-х у нас подобрался чудесный, по-настоящему звездный коллектив исполнителей, среди которых особенно ярко выделялся ансамбль "Свитязь" с Василием Зинкевичем. -- вспоминает Геннадий Петрович. -- Мы стали готовить к сдаче концертную программу. Проанонсировали 12 концертов "Свитязя" в киноконцертном зале "Проминь", продали все билеты, а комиссия, в состав которой вошли работники Министерства культуры и местные чиновники, программу не приняла! Не по художественным или профессиональным соображениям, а по... политическим: мало песен о партии, Ленине, комсомоле, труде и так далее. Один из членов комиссии, местный чиновник, строго изрек: "Это не что иное, как пропаганда буржуазной идеологии в нашем советском обществе!". Это о лирических песнях-то о любви, красоте родного края!
Тогда мы пошли другим путем: попросили программу принять условно, концерты не отменять и клятвенно пообещали как можно быстрее репертуар доработать и представить в новом варианте. Комиссию мы переубедили, и концерты прошли с огромным успехом. Вскоре с не меньшим успехом выступили в Москве. И только тогда программу наконец-то утвердили.
Меня часто спрашивают о зарплатах. Да, мы, то есть филармония, зарабатывали большие деньги, но тарифные ставки работникам и артистам повышать не имели права. Больше остальных получали эстрадные певцы: 200--300 рублей в месяц, артисты народного хора -- от 90 до 140 рублей. Немаловажную роль играли государственные звания и стаж.
Но, несмотря на разницу в окладах, жили дружно. Серьезных конфликтов в коллективе не возникало, хотя случались между "звездами" и недоразумения, обычно -- по причине ревности, зависти. Дисциплину старались поддерживать разными методами, даже шутливыми. К примеру, как-то ввели так называемые "штрафные санкции": за минуту опоздания исполнитель платит 20 копеек. Когда "набегало" достаточно, на эти деньги после гастролей иногда вместе ужинали, отдыхали.
"Магомаев после банкета проспал свой самолет и летел следующим рейсом.. в отсеке для стюардесс"
-- В начале 80-х принимали мы в Луцке Муслима Магомаева, -- рассказывает Геннадий Петрович. -- После аншлагового выступления -- а было это 31 декабря -- как водится, организовали небольшой банкет в ресторане гостиницы "Украина". Поужинав, Магомаев поднялся в номер, чтобы перед отъездом немного поспать, ведь до самолета оставалось еще несколько часов. Магомаев должен был лететь один, музыкантов сопровождения мы отправили в Москву на поезде.
Пришло время ехать в аэропорт -- "звезды" нет. Немного подождали, пошли будить. Стучали-стучали в дверь -- тишина. На рейс опоздали. Долго упрашивали войти в наше положение начальника аэропорта, который, в свою очередь, еле уговорил командира экипажа одного из следующих лайнеров, чтобы в обход всяческих инструкций позволили певцу занять место в отсеке для стюардесс. На встречу Нового года Магомаев все-таки успел.
Всегда с удовольствием вспоминаю встречи с Юрием Левитаном. Безусловно, это личность, легенда. А еще -- милый, простой человек. Впервые я с ним встретился в одной из московских радиостудий, и он пригласил меня к себе домой. Прихватил я традиционные волынские "сувениры" -- копченые угри, "украинскую с перцем" и отправился в гости договариваться о приезде Юрия Борисовича в Луцк. Жил он вдвоем с женой весьма скромно в небольшой двухкомнатной квартире в центре Москвы, которую ему во время войны выделили по личному приказу Сталина. Посидели тогда, помню, допоздна, душевно пообщались. А в Луцк он приехал накануне 900-летия города.
Давала у нас "сольники" и Пугачева. Тогда как раз на весь Союз гремела ее песня "Арлекино". Приехала она со своим вторым мужем, художественным руководителем их коллектива Игорем Грановым. И нужно же было такому случиться: перед концертом они поссорились. Программу, правда, отработали -- зрители-то не виноваты. После выступления я ожидал супругов возле машины. Пугачева вышла одна и с ходу заявила: "Я с ним не поеду!". Пришлось отвозить ее первой.
Как положено, провел к гостиничному номеру, собирался уже попрощаться, но она, открыв двери, вдруг приглашает: "Заходи, я хочу выпить". Я говорю: "Обожди, сейчас что-нибудь закажу". А она: "Не нужно, у меня все есть". Выпили по рюмке коньяку, поговорили о том о сем, и я отправился за ее мужем, который вскоре перешел в разряд "бывших"...
"Подруг" Маврикиевну с Никитичной вместо Луцка отправили в Липецк"
-- Мы давно добивались, чтобы звезда мирового масштаба, пианист-виртуоз Святослав Рихтер выступил в Луцке, -- делится воспоминаниями Геннадий Петрович. -- Организовать это было чрезвычайно трудно, но все-таки удалось. Рихтер возвращался после зарубежных гастролей в Москву, поезд шел через Брест. Мы отправились туда, встретили, привезли в Луцк, поселили в гостинице "Украина". На улице зима, сильный мороз. А гостиница отапливается слабо. Рихтер мерзнет, сидит в шубе. Мы понимаем, что это грозит срывом концерта -- ведь руки пианиста никаким образом не должны мерзнуть. В горисполкоме помочь отказались. Пришлось с "могорычом" идти на поклон к операторам котельной...
Обогрели мы Святослава Рихтера, на следующий день он с огромным успехом дал концерт в переполненном зале драмтеатра. Спустя некоторое время я в частной беседе сознался, как уговорил рабочих, тому самому чиновнику из горисполкома, который запретил ради одного Рихтера включать дополнительное тепло в гостинице. Объяснил, что не видел иного выхода. А он мне: "И правильно сделал! Ты же понимаешь, не мог я такое официально разрешить!"
А однажды произошел вообще комичный случай. Договорились мы о гастролях знаменитых "подруг" Маврикиевны с Никитичной, продали все билеты. Приезжаем на вокзал встречать -- артистов нет. Звоним в Москву, а там удивляются: как так, администратор лично в вагон посадил! Какой тут вывод? Единственная правдоподобная версия -- отстали от поезда на какой-нибудь промежуточной станции. Ничего подобного! Их по ошибке вместо Луцка отправили в Липецк. Представьте состояние бедных "старушек" -- все договорено, а на вокзале никто не встречает, никто ничего не знает. Концерт у нас в Луцке, естественно, по таким вот "техническим" причинам пришлось перенести...
РАБЫ ПОЗОЛОЧЕННОГО ПОРТАЛА
Михаил РЕЗНИКОВИЧ
режиссер
Одного из самых любимых и популярных трагиков России первой половины XIX века, ведущего артиста петербургского императорского Александринского театра (ныне Академический театр драмы имени А.Пушкина) Василия Каратыгина современники называли рабом позолоченного портала.
Впервые я услышал это определение личности Каратыгина в ту пору, когда учился в Ленинграде, но, конечно, не понял, в чем смысл этих слов. Позже я много читал и о Каратыгине, и о том времени, и все задумывался, отчего же родилась эта яркая и достаточно беспощадная метафора.
Большой артист. Трагик. Властитель дум
Раб позолоченного портала... Почему "раб"? В чем "раб"?..
Он был большой артист, Василий Каратыгин. Трагик. Властитель дум. Может быть, меньше, чем Павел Мочалов в Москве, но все же... В истории отечественного театроведения осталась известная работа В.Г.Белинского о сравнительной игре Мочалова и Каратыгина. "Неистовый Виссарион" предпочитал Мочалова. Но многие находили талант Каратыгина более мощным.
Что значат эти слова, я понял много позже, наблюдая за эволюцией царствовавшего целые десятилетия (шестидесятые-семидесятые годы) в том же Пушкинском театре его художественного руководителя Игоря Олеговича Горбачева, следя за эволюцией артистов доефремовского МХАТа, Малого театра, да и за тем, что происходило в советское время в родном мне Театре имени Леси Украинки. Процессы были сходные.
Позолоченный портал -- прежде всего, символ актерских привилегий. Их дает ВЛАСТЬ, те привилегии, от которых трудно отказаться. Артист начинает выражать идеологию власти, защищать ее, отстаивать не только на сцене, но и в быту, на кухне. Он внутренне смиряется с ВЛАСТЬЮ. Он боится потерять этот позолоченный портал, это комфортное место. Он свыкается с мелкими подачками власти.
Не знаю, какое конкретное содержание вкладывали в эту метафору современники Каратыгина, но, вспомнив о ней в зрелые годы, уже хлебнув всякого на театре, я в какой-то момент своей жизни весь задрожал от странного чувства восторга перед этой -- на все времена -- вечной и такой талантливой формулой прикормленного властителями карманного, прирученного художника. Она мне показалась не просто современной, архисовременной, и перед внутренним взором моим прошла и проходит доныне вереница тех, кого вчера и сегодня можно назвать рабами позолоченных порталов, талантливых людей и не очень, тех, кого пригрела власть.
В послевоенное советское время не только артисты, целые коллективы -- скопом -- становились рабами позолоченных порталов -- обслуживали власть, а, по сути, много лет обслуживали одного человека, главного идеолога страны, Михаила Андреевича Суслова. Одни обслуживали с восторгом, другие -- равнодушно, третьи -- внутренне протестуя, но обслуживали. Играли в прославляющих режим, жутких, антихудожественных, графоманских пьесах, с пеной у рта защищая идеологию режима, выступали на разных форумах.
В Александринском театре рабство в позолоченных порталах незримо передавалось из поколения в поколение. Еще во время нашей учебы Георгий Александрович Товстоногов вспоминал о своем первом и, кажется, последнем опыте постановки спектакля в Театре имени А.Пушкина. Он тогда руководил Театром имени Ленинского комсомола в Ленинграде, и его в качестве молодого, перспективного режиссера пригласили поставить спектакль к дате -- очередному юбилею революции -- "Оптимистическую трагедию" Вс.Вишневского. Пригласили, потому что ни один из режиссеров этого театра не хотел ставить заведомо провальную -- с их точки зрения -- пьесу.
Через два года этот спектакль получил Ленинскую премию, прошел более трехсот раз, принес театру и актерам, в нем занятым, славу и известность. Но это было потом, а вначале...
Вот смысл разговора Г.А.Товстоногова с, без преувеличения, выдающимся артистом Пушкинского театра, Василием Васильевичем Меркурьевым.
Товстоногов в "Оптимистической трагедии" предложил Меркурьеву роль Сиплого, замечательную роль подручного Вожака (самого Вожака играл Ю.В.Толубеев). Сиплый -- опричник, эдакий анархистски настроенный Малюта Скуратов.
Меркурьев от роли отказался. Мотив отказа: "Вы что же, хотите, чтобы Юра (то есть Толубеев) делал мне пальчиком вот так?.." -- Меркурьев согнул палец, показывая, как Вожак подзывает Сиплого. -- "И я буду идти к нему на зов? Мы в театре на одном положении".
Товстоногов рассказал нам об этом эпизоде на занятии. Мы долго молчали. Нам трудно было поверить. Невероятный мотив отказа от роли. Анекдотический. И в плане искусства по-своему страшный. У артиста Меркурьева грошовый закулисный гонор во внутритеатральных отношениях оказался и выше, и сильнее, чем творческая заинтересованность. В.Меркурьев был артистом милостью Божьей, но ведь и В.Каратыгин считался лучшим трагиком Петербурга в царствование императора Николая I. Оба они -- каждый в свое время -- являлись лидерами актерских общин этого театра. Что же это за страшный такой микроб перерождения творческого начала в нетворческое?.. И когда он начинается у артиста?.. И в чем его истоки?..
Театральный вариант сказки про белого бычка -- все вокруг виноваты, я хорош
Рабство в позолоченном портале -- это еще и консерватизм актерского и режиссерского мышления, заключающийся, прежде всего, в том, что мне, МНЕ постигать новые горизонты актерской и режиссерской технологии необязательно, я и так самодостаточен. Парадокс состоит в том, что эта категория театральных работников достаточно трезво оценивает театральные достижения и поражения вне себя, то есть у своих товарищей. Между тем прийти и понаблюдать, как репетируют товарищи, проанализировать, что у них получается, а что нет, сделать для себя выводы вовремя, считается ниже своего достоинства. Театральный вариант сказки про белого бычка -- все вокруг виноваты, я хорош.
Рабство -- это еще и покорное следование окостенелым, мертвым театральным традициям, когда я, получив эпизодическую роль, прихожу лишь на свои репетиции, не участвую в процессе постановки спектакля в целом, оттого не окунаюсь ни в природу чувств этого спектакля, ни в замысел режиссера. Мне, мол, этого не надо.
Снова и снова возвращаюсь к надоевшей уже теме -- самостоятельной работе артиста, самостоятельному мышлению, когда не только на примере своих репетиций, но в результате того, что делают товарищи, артист открывает для себя нечто, им еще не освоенное. Здесь важно и понимание замечаний режиссера коллегам, осознание этих замечаний и переложение их на то, что я сам делаю.
Рабство это еще и "времен Очакова иль покоренья Крыма" -- стремление и способность играть лицом -- без тела и вне тела, то есть на разные лады интонировать текст.
Артистка Театра им. Вл.Маяковского Татьяна Карпова, ученица великой Марии Ивановны Бабановой, вспоминает об историческом для нее уроке, когда она (Карпова) с партнером репетировала этюд на тему: "Свидание хотя и состоялось, но:" Бабанова попросила сыграть весь этюд за занавеской, чтобы видны были лишь ноги. "Я хочу видеть, как будут реагировать твои ноги на то, что тебе говорят..." То есть Бабанову интересовало то, что происходило между партнерами, а не то, что они говорят.
Но даже не это сегодня самое главное. Самое главное, мне представляется, -- это умение и способность задуматься каждому из нас, тем, кто посвятил свою жизнь театру, задуматься и вспомнить, покопаться в своей памяти: а мы сами так ли уж застрахованы от этого опасного и такого распространенного заболевания на театре. Любое рабство -- прежде всего несвобода, то есть зависимость, административная, нравственная, эротическая. Несвободному человеку трудно совершать естественные поступки. Он скован, зажат. Театральное рабство основано, прежде всего, на боязни, на страхе потерять сложившееся годами устойчивое благополучие, наработанное отношения с сильными мира сего, с театральным начальством, потерять жалованье, роли.
Играть на разрыв аорты
Театральное рабство -- это боязнь творческого риска, это привычка играть сегодня так, как вчера или позавчера. Как правило, театральное рабство -- болезнь академических театров, подкрадывающаяся порой коварно, незаметно и превращающая артистов в служащих, хотя сами они об этом и не подозревают.
Был ли Каратыгин служащим? Вряд ли. Но ведь могла же Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, вдова А.Фадеева, Ангелина Степанова, на московской партийной конференции разгромить, без преувеличения, гениальный спектакль Анатолия Эфроса "Три сестры", не видев его. В угоду власти. Та самая Степанова, которая когда-то безрассудно влюбилась в опального Николая Эрдмана и писала ему письма в ссылку. Мог же талантливый Игорь Горбачев в бывшем Александринском театре подряд ставить бездарные, конъюнктурные пьесы в угоду партийному руководству города, и, прежде всего, первому секретарю Ленинградского обкома партии А.В.Романову. Мог же МХАТ под руководством талантливого актера и режиссера Михаила Кедрова в сороковые пропагандировать самые отвратные драматургические поделки А.Сурова, Б.Ромашова, А.Софронова. И архиталантливый артист Виктор Хохряков в Малом театре мог же играть главную роль в откровенно бездарном панегирике власти -- спектакле "Твой дядя Миша" Г.Мдивани.
Дело прошлое, но ведь никто не толкал руководство Театра имени Леси Украинки на создание архипошлого и насквозь фальшивого, лакейского по отношению к власти спектакля "Хозяйка", в основе которого был очерк журналистки Музы Гараевой. Ну, очерк и очерк. Но играть это со сцены? Так явно и так фальшиво прославлять режим, насиловать почти всю актерскую труппу театра ради того, чтобы выслужиться перед властью -- разве это не театральное рабство, в какие бы одежды из прекрасных слов оно ни рядилось?
В том же нашем театре главный режиссер В.Ненашев осуществлял постановку бездарнейшей, безвкусной пьесы А.Софронова "Странный доктор". И на одном из спектаклей зритель из шестого ряда, оказавшийся доцентом Киевского университета, встал и громко сказал: "Позор Русской драме!" И вышел из зала во время действия...
У Мандельштама в стихотворении, датированным 11 апреля 1935 года, где он упоминает Паганини, Шопена, Брамса, Штрауса, звучит мощный призыв ко всем художникам -- играть на разрыв аорты.
Рабы позолоченных порталов, может быть, и играют иногда на разрыв аорты, но только для ВЛАСТИ.
Метафора эта -- раб позолоченного портала -- в разные годы моей жизни наполнялась разным и порой неожиданным содержанием.
И вот однажды я отчетливо понял, что рабство в позолоченном портале -- это премьерство актерское в самых разных проявлениях, это то, что "прима в театре должна быть одна и прима в театре будет одна", -- а вся моя актерская энергия, вся моя жизнь на театре нацелена на достижение этого сомнительного принципа, вплоть до того, что я отказываюсь выходить на поклон, если кому-то аплодируют сильнее, чем мне.
Ведь могла же Маргарита Терехова в Московском академическом театре имени Моссовета потребовать, чтобы на репетициях нового спектакля в зонах молчания ее заменяла статистка!.. Вопиющее, уродливое проявление актерского каботинства.
Как страшно это актерское рабство, когда ради привилегий, ради их сохранения или приобретения я иду на компромиссы, недозволенные с точки зрения нормальной человеческой и творческой нравственности, участвую и даже являюсь инициатором постановки пьес оглушительно конъюнктурных, графоманских, но обязательно прославляющих режим и его вождей, когда в этом своем лакейском по сути упоении я бегу впереди прогресса и вытаптываю духовные начала своей личности.
Конечно, бывают обстоятельства, когда художник, чтобы выжить, идет на откровенные компромиссы. И А.В.Эфрос в Москве, в эпоху его бесконечной травли чиновниками от идеологии, поставил "Платона Кречета", заслоняясь всемогущим тогда Александром Евдокимовичем Корнейчуком. Хотя "Платон Кречет" вовсе не худшая пьеса советского времени. И Г.А.Товстоногов вынужден был ставить и "Поднятую целину", и откровенную однодневку "Перечитывая заново", спектакль о Ленине.
Но когда артист или режиссер сам, по своей охоте агитирует и осуществляет постановку откровенной вульгарной агитки, только для того, чтобы получить очередное звание, снова засветиться на виду у сильных мира сего -- это уже рабство позолоченного портала в самом явном и безнравственном своем проявлении.
И, наконец, я понял, что рабство в позолоченном портале -- это то состояние души, когда у человека исчезает, испаряется такое понятие, как совесть.
Совсем недавно я некоторое время пребывал в некоей растерянности, недоумении, в потрясении даже, когда узнал, что одна из актрис нашего театра, недовольная тем, что она не так востребована в главных ролях, как бы ей хотелось, предприняла отчаянную попытку меня снять (!), апеллируя к представителям высших эшелонов власти...
Я оставляю за кадром все комментарии, связанные с этим поступком, кроме одного: так ли уж она уверена, что она может играть все эти главные роли, что она достойна их, что она технологически и творчески, нравственно готова?..
Разве это не одно из самых страшных проявлений рабства в позолоченных порталах. У актрисы этой даже мысли не возникало, что если это так, то есть если в этом театре не получается, а она чувствует в себе силы и возможности, то, может быть, лучше все же уйти ей и попробовать сыграть эти роли в другом театре. В Москве и Санкт-Петербурге поступают так. В Киеве -- по сложившейся традиции -- начинают снимать руководителя.
________________________________________________
Сергей КОЛОМЕЕЦ, специально для "ФАКТОВ" (Луцк
МАДОННА!
Снова дождь рисует мне
На заплаканном окне
Твой печальный силуэт, Мадонна!
Вижу, словно в первый раз,
Грусть твоих печальных глаз.
Точно пишет твой портрет, Мадонна!
Припев:
Но лишь коснусь стекла рукой
И тут же тает образ твой, Мадонна!
Глаза закрою - снова мне
Вода рисует на окне
Печаль твою, Мадонна!
Но прекрасный образ твой
И бесплотный и живой
Зря рисует этот дождь, Мадонна!
Как прекрасен этот сон!
Сквозь безмолвие времен
Ты всю жизнь ко мне идешь, Мадонна!
Припев:
Но лишь коснусь стекла рукой
И тут же тает образ твой, Мадонна!
Глаза закрою - снова мне
Вода рисует на окне
Печаль твою, Мадонна!
******************************************************************************************
Контактная информация:
----------------------------------
http://serov.msk.ru/index.htm
Тел./факс (095) 740-8589
Администратор Ольга [ olga@serov.msk.ru ]
Электронная почта:
Основная информация: studio@serov.msk.ru
Вебмастер: webmaster@serov.msk.ru
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
|